УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Родительский университет предоставляет вам возможность расширить свои психологические знания по различным вопросам обучения и воспитания детей.
№1. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе
Родительский университет предоставляет вам возможность расширить свои психологические знания по различным вопросам обучения и воспитания детей.
№1. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе
I ступень – «Мой ребёнок –младший школьник» для родителей I-IV классов |
||||||
№ п/п |
Тема лекториев |
Форма |
Сроки |
Ответственный |
||
I классы |
||||||
1. |
Адаптация учащихся в I классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Кисель Л.С. Занемонец А.М. Белицкая О.М. |
||
2. |
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у учащихся I классов. |
Составление рекомендаций, памяток |
Октябрь 2024 |
Педагог-психолог Кисель Л.С. Занемонец А.М. Белицкая О.М. |
||
3. |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. |
Родительское собрание |
Февраль 2025 |
Кисель Л.С. Занемонец А.М. Белицкая О.М. Слепцова Т.И. |
||
4. |
Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувствительной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. |
Составление рекомендаций |
Март 2025 |
Педагог-психолог Кисель Л.С. Занемонец А.М. Белицкая О.М. |
||
II классы |
||||||
5. |
Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня-важное условие успешной учебы ребенка. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Лапаревич Е.В. Короткая Т.И. Будько Н.В. |
||
6. |
Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. |
Онлайн-лекторий
|
Октябрь 2024 |
Педагог-психолог Лапаревич Е.В. Короткая Т.И. Будько Н.В. |
||
7. |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное неблагополучие. Факторы, причины, и индикаторы семейного неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Лапаревич Е.В. Короткая Т.И. Будько Н.В. |
||
8. |
Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться. |
Круглый стол |
Апрель 2025 |
Педагог-психолог Лапаревич Е.В. Короткая Т.И. Будько Н.В. |
||
III классы |
||||||
9. |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Кондратенко Е.Е. Ворона А.В. Пригожонок С.А. |
||
10. |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. |
Онлайн-лекторий |
Октябрь-ноябрь 2024 |
Педагог-психолог Кондратенко Е.Е. Ворона А.В. Пригожонок С.А. |
||
11. |
Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Кондратенко Е.Е. Ворона А.В. Пригожонок С.А..
|
||
12. |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы любви, тепла и защищенности. |
Семинар |
Апрель 2025 |
Педагог-психолог Кондратенко Е.Е. Ворона А.В. Пригожонок С.А. |
||
IV классы |
||||||
13. |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов. Позновательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Боровик С.П. Шалак Т.В. Азрелева О.В. |
||
14. |
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности:культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.
|
Онлайн-лекция |
Ноябрь 2024 |
Педагог-психолог Боровик С.П. Шалак Т.В. Азрелева О.В |
||
15. |
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Как правильно организовать работы за компьютером. Сохранение здоровья при работе за компьютером.
|
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Педагог-психолог Боровик С.П. Шалак Т.В. Азрелева О.В |
||
16. |
Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.
|
Круглый стол |
Апрель 2025 |
Боровик С.П. Шалак Т.В. Азрелева О.В |
||
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов |
||||||
V классов |
||||||
17. |
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Педагог-психолог Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
18. |
Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. |
Составление рекомендаций |
Ноябрь 2024 |
Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
19. |
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
20. |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. |
Дискуссия |
Апрель 2025 |
Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
VI классов |
||||||
21. |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Педагог-психолог Синицына А.В. Францкевич Т.А. Черникова Е.С. |
||
22. |
Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения (курения, алкоголизм, наркомания и т.д.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Онлайн-лекторий |
Ноябрь 2024 |
Педагог-психолог Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
23. |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интерент-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальныйсетях. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
24. |
Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. |
Информация |
Май 2025 |
Педагог-психолог Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
VII классов |
||||||
25. |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14 летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Мишина Е.Л. Драгун С.А. Дирко В.В. |
||
26. |
Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
Круглый стол |
Ноябрь 2024 |
Педагог-психолог Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н.
|
||
27. |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиск компромиссов. Психологический климат в семье. Правила взаимодействия с подростком. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Дроздова К.В. Свидерская В.С. Борисова Т.Н. |
||
28. |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к учебе. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. |
Вопрос/ ответ |
Апрель 2025 |
Педагог-психолог |
||
VIII классов |
||||||
29. |
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
Родительское. собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Староверова Т.В. Скачко Л.Г. Швед Я.С. |
||
30. |
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Проблемные ситуации. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения. |
онлайн-лекторий |
Ноябрь 2024 |
Педагог-психолог Староверова Т.В. Скачко Л.Г. Швед Я.С. |
||
31. |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Педагог-психолог Староверова Т.В. Скачко Л.Г. Швед Я.С. |
||
32. |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. |
Психологический час |
Апрель 2025 |
Педагог-психолог |
||
IХ классы |
||||||
33. |
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликт, отношение к учебе. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Щурко О.В. Мурашко А.В. Лисовская О.В. |
||
34. |
Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
Информация |
Ноябрь 2024 |
Педагог-психолог Щурко О.В. Мурашко А.В. Лисовская О.В. |
||
35. |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье. Профилактика вредных привычек. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Щурко О.В. Мурашко А.В. Лисовская О.В. |
||
36. |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Знакомство родителей учащихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.
|
Составление листовок, рекомендаций |
Апрель 2025 |
Педагог-психолог |
||
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов |
||||||
X-XI класс |
||||||
37. |
Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Гиподинамия-проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. |
Родительское собрание |
Сентябрь-октябрь 2024 |
Лапоревич Ж.Н. Домаренок О.Л. Шарпило А.П. Кузборская В.Е. |
||
38. |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростка. Профессиональные династии. |
Онлайн-лекторий |
Ноябрь-декабрь 2024 |
Педагог-психолог Лапоревич Ж.Н. Домаренок О.Л. Шарпило А.П. Кузборская В.Е |
||
39. |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношение между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ИППП. |
Родительское собрание |
Февраль-март 2025 |
Лапоревич Ж.Н. Домаренок О.Л. Шарпило А.П. Кузборская В.Е |
||
40. |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
|
Советы психолога |
Май 2025 |
Педагог-психолог |
Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного, непонятого», искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Памятка
«Помощь ребенку в период подготовки к экзаменам»
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
Информируем Вас, уважаемые посетители сайта, о возможности получения консультации (психологической помощи) для подростков (10-19 лет) и их законных представителей в онлайн формате посредством платформы talk2ok.by.
Онлайн ресурс «Платформа talk2ok.by» разработан в рамках реализации совместного проекта учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
На платформе любой подросток может получить психологическую помощь бесплатно и конфиденциально.
Платформа будет интересна и родителям, которые не всегда знают, как поддержать своего взрослеющего ребенка, в том числе в сложной жизненной ситуации. В разделе «Почитать» родители найдут статьи по интересующим их темам, составленные специалистами.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?
Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.
Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, «своя» музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.
Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.
Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?
От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!».
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь:»; «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...» А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я старше и умнее...».
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они «не могут ничего» для них - одни запреты, а взрослые – «могут все"» у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова «должен», «обязан» вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.
Давайте потренируемся!
«Ты должен слушаться учителей и родителей!»
«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»
«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать».
Психолого-педагогические советы.
Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.
Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.
Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да2, 2угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т. д.).
Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.
Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на «язык тела». Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает «потребность в эксперименте».
Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т. п.
Памятка для родителей.
Попытайтесь понять, принять, помочь. Это основа психолого-педагогического подхода к трудному подростку. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого; демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Подчеркивайте, что вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете; сохраняйте спокойствие. Не вымещайте на ребенке свое бессилие и злобу, не демонстрируйте ему модель агрессивного поведения; определите круг обязанностей по дому, чаще хвалите за помощь. Напоминайте, что вам важна его помощь. Это поможет развить его волевые качества; оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать вашим требованиям. Может быть, ваши ожидания от ребенка завышены?
Постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки и домашние поручения. Учиться должен ребенок, а не вы; излишне подвижные дети увлеченно выполняют задания с «изюминкой». Больше давайте им творческих заданий, чередуя их с подвижными видами деятельности.
Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.
Проявите гибкость, измените подход к проблеме, попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка.
Не надо искать виноватого. Спасительная формула для выхода из ссоры: «Мы ссоримся - значит, мы все неправы! Давай подумаем - в чем дело».
Управляйте своими эмоциями, переключите их на физические упражнения. Не теряйте чувства юмора, часто мы смотрим на все, что происходит с нами в быту, слишком серьезно.
Принципы толерантного общения
ДАЙТЕ СВОБОДУ. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.
НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.
ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.
УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.
НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.
Памятка «Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком»
Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
Сохраните доверие ребёнка к себе.
Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.
Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
Не позволяйте собою манипулировать.
Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
Меньше говорите, больше делайте.
Установите разумные границы контроля.
Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребё