Районный ресурсный центр «Основы безопасности жизнедеятельности»

Аналитическая информация по итогам работы районного ресурсного центра «Основы безопасности жизнедеятельности» за 2023/ 2024 учебный год

02.09.2024

Аналитическая информация

по итогам работы районного ресурсного центра «Основы безопасности жизнедеятельности» за 2023/ 2024 учебный год

 

       Ресурсный центр «Основы безопасности жизнедеятельности» создан на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №3г. Крупки». В центре сосредоточены методические, материально-технические и информационные ресурсы для формирования культуры безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма и осознанного отношения к здоровому образу жизни всех субъектов образовательного процесса.

Центр в организации своей деятельности взаимодействует с управлением по образованию Крупского райисполкома, учреждениями общего среднего и дополнительного образования, здравоохранения, общественными организациями Крупского района в пределах своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в пропаганде правил безопасности.

Деятельность центра организована на основании приказа начальника управления образования, спорта и туризма Крупского райисполкома от 29.09.2019г. №705 «О работе ресурсных центров системы образования Крупского района» и приказа директора государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г.Крупки» от 30.08.2019г. № 394 «О работе ресурсного центра учреждения образования». Центр действует на основании положения от 01.09.2022г., утвержденного руководителем учреждения образования. План работы центра на учебный год в наличии и отражен на сайте учреждения образования.

В 2023/2024 учебном году к работе по реализации плана работы Ресурсного центра «Основы безопасности жизнедеятельности» было привлечено 3 специалиста:

Занемонец А.М., учитель начальных классов, высшее образование, 1 категория

Швед Я.С., учитель химии, высшее образование, ученая степень магистра, 1 категория

Щурко О.В., учитель белорусского языка и литературы, высшее образование, высшая категория

Профессиональная подготовка достигается повышением педагогами своего профессионального уровня через самообразование и самосовершенствование.

Обучаемых погружают в среду, которая максимально имитирует чрезвычайную ситуацию, и информация эффективно усваивается за счет повышения эмоционального восприятия моделируемой обстановки. Это осуществляется как во время экскурсионной работы так и учебной. Центр получил широкое применение на уроках обж («Знакомство с дорожными знаками», «Безопасная среда дома. Тебе доверили ключи», «Пожары от игр детей с огнем. Спички – это не игрушка» и т.д.), классных и информационных часах («Что такое безопасность? Дорожная безопасность», «Осторожно огонь»), уроках человек и мир («Опасные ситуации в доме»), минутках безопасности («Почему надо переходить дорогу по пешеходному переходу?», «Огонь – друг, огонь – враг», «Правила поведения во время эвакуации» и др.), и конечно в мероприятиях воспитательной направленности («С огнем шутить нельзя», «Огонь ошибок не прощает»). Он нашел свое место не только в учебное время, но и в период каникул: «Азбука безопасности», «Страна порядка» и многие другие мероприятия в различной форме прошли на базе центра. Также он широко используется в работе оздоровительных лагерей нашей школы и других учреждений образования. Оборудование центра позволяет адаптировать его оснащение практически к любой теме, относящейся к безопасности. Это может быть не только пожарная или дорожная безопасность, но даже и террористическая. Очень активно он используется в пред каникулярный период для напоминания правил дорожного движения и поведения дома, на улице. У ребят имеется возможность на практике отработать вызов экстренной службы, что получается не у всех с первого раза. Они учатся преодолевать волнение в экстремальной ситуации, не поддаваться панике, а действовать. Центр оснащен большим количеством плакатов различной тематической направленности, что также позволяет расширить сферу его использования. Так в зимний период можно изучить действия на водоемах в чрезвычайных ситуациях и научиться их избегать.

Наличие телевизионного оборудования позволяет организовать проведение викторин, интерактивных игр, просмотр короткометражных фильмов и мультфильмов тематической направленности, ориентируясь на возраст участников. Применяется VR-система. Обучение в игре всегда приносит свои результаты: развитие, ловкости, быстроты реакции, духа соперничества, а главное помогает приобрести новые и закрепить уже имеющиеся знания. 

Центр  был укомплектован напольной игрой-бродилкой, направленной на закрепление знаний детей по  многим сторонам жизнедеятельности учащихся, игрой «Найди пару» Также материальное обеспечение центра включает тренажер-манекен отработки приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении лежа и стоя. Он представляет собой манекен, имитирующий торс человека с головой. Манекен имеет естественную анатомию ротовой полости, языка и глотки, что позволяет освоить навыки по освобождению дыхательных путей максимально приближенные к естественному состоянию человека.

Возрастных ограничений для посещения центра нет, т.к. в чрезвычайную ситуацию может попасть любой. Возраст участников учитывается лишь при подготовке к экскурсии. Подбирается соответствующая форма и методы проведения.

Организация работы ресурсного центра, через сайт школы обеспечивает информационно-методическое сопровождение учащихся, педагогов учреждений образования, способствует распространению позитивного опыта по использованию информационных технологий в образовательной деятельности.

Учащиеся 1-11классов совместно с ребятами клуба юных спасателей и пожарных принимали активное участие в республиканских профилактических акциях «Единый день безопасности», «В центре внимания-дети!», «Молодёжь за безопасность», «Не прожигай свою жизнь», «За безопасность вместе», «Безопасный Новый год», «Безопасность в каждый дом», «День безопасности. Внимание всем», «Не оставляйте детей одних», «Каникулы без дыма и огня», «БМООСП – знак качества».  В своей работе ребята клуба широко использовали мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом», установленное на оборудовании центра. Данное приложение помогает сориентироваться и мгновенно найти информацию о действиях в случае чрезвычайной ситуации.

В текущем учебном году на базе Центра прошёл ряд мероприятий разного вида: конкурсы, акции, демонстрация видеороликов и фильмов, внеклассные мероприятия, интеллектуальные викторины, интерактивные игры, практические занятия, беседы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности, дистанционные олимпиады. Учащиеся учреждения принимали активное участие в районных мероприятиях и конкурсах «Школа безопасности-2023», XXV Республиканский смотр-конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей».

Немаловажным аспектом в системе работы по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности является взаимодействие с семьёй. Работа с родителями направлена на оказание помощи законным представителям учащихся в вопросах формирования основ безопасности жизнедеятельности ребёнка, осуществление консультативно просветительской работы по повышению их ответственности в вопросах формирования основ ОБЖ. В рамках работы ресурсного центра использовались такие формы работы, как родительские собрания, анкетирование, консультирование, беседы; участие в тематических праздниках и творческих конкурсах. На общешкольных родительских собраниях активисты БМООСП с целью привлечения внимания к проблеме детской шалости с огнём и гибели детей на пожарах напоминают родителям о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности и о недопущении оставления детей без присмотра.

За время работы центра безопасности проведено 396 экскурсий, 105 из них в 2023/2024 учебном году.

 

Руководитель      подпись                             А.М.Занемонец

 

 

свернуть

Положение о ресурсном   центре «Основы безопасности жизнедеятельности»

30.08.2024

                                                                                                                                                   

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру ресурсного центра по основам безопасности жизнедеятельности.

2.Ресурсный центр является структурным подразделением учреждения образования.

3.В своей работе ресурсный центр руководствуется Кодексом Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-3), концепцией ресурсного центра учреждения образования (утверждено постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.09.2012г. № 13.8), иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ресурсных центров.

4.Ресурсный центр осуществляет свою деятельность совместно с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского районного исполнительного комитета (далее — райисполкома), государственным учреждением «Крупский районный учебно-методический кабинет», учреждениями образования Крупского района.

5.Непосредственное руководство ресурсным центром учреждения образования осуществляют лица, назначенные в установленном порядке руководителем учреждения образования.

6.Работа ресурсного центра ведется в соответствии с утверждённым планом работы на год.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ PECУPCHOГO ЦЕНТРА

1.Основной целью ресурсного центра является обобщение и распространение эффективного педагогического опыта по основам безопасности жизнедеятельности обучающихся в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи 2021-2025 годы, обеспечивающего решение приоритетных задач образования.

2.Основными задачами ресурсного центра являются:

повышение потенциала системы образования Крупского района по основам безопасности жизнедеятельности обучающихся за счет концентрации материально-технических,       педагогических, информационных, интеллектуальных и иных ресурсов;

информационная         и       научно-методическая  поддержка образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности;

разработка, апробация и внедрение в воспитательный процесс инновационных технологий и методик педагогической работы по основам безопасности жизнедеятельности;

выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников учреждений образования;

организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области основ безопасности жизнедеятельности

.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

1.Организационно-методическая работа:

предоставление    имеющихся         материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно- методических ресурсов для: подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, по основам безопасности жизнедеятельности;

подготовки участников конкурсов;

участия в реализации районных педагогических проектов;

организации научно-исследовательской деятельности учащихся по основам безопасности жизнедеятельности учащихся;

организации методических консультаций.

2.Информационно-методическая работа:

участие в формировании банка педагогической и методической информации;

изучение перспективного педагогического опыта и достижений по направлению и их распространение;

разработка содержания, организация и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства;

организация и проведение школьных конференций, семинаров, практикумов и т.д.;

формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы по направлению;

участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по предметам, заявленным в тематике ресурсного центра;

создание медиатеки по тематике ресурсного центра, предназначенной для работы с педагогами и учащимися района;

информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса;

организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде опыта работы по направлению;

взаимодействие с другими ресурсными центрами;

выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Направления работы ресурсного центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально- технических, информационных и иных ресурсов и условий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

1.Ресурсный центр открывается приказом руководителя учреждения образования на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.

2.Открытие ресурсного центра осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива учреждения образования     по направлению      развития    регионального образования; кадрового состава, готового к реализации научно- методических функций ресурсного центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому ресурсным центром.

3.Создание на базе учреждения образования ресурсного центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.

4.Управление ресурсным центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

5.Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается руководителем учреждения образования по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома.

6.Руководитель ресурсного центра несет ответственность за деятельность центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

7.Ресурсный центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность ресурсного центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы ресурсного центра, согласованным с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома.

8.Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций ресурсного центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

9.Учреждение образования в целях организации осуществления им функций ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.

10.В учреждении образования, обладающего статусом ресурсного

        центра, должна быть следующая документация:

положение о ресурсном центре;

план работы;

информация о проделанной работе;

приказы об открытии ресурсного центра, об ответственных за работу ресурсного центра, о графике работы ресурсного центра.

11.Деятельность учреждения образования в части выполнения им функций ресурсного центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве ресурсного центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

12.При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций ресурсного центра учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации, их отдельных работников, иных лиц.

13.Руководитель учреждения образования, выполняющего функции ресурсного центра, вправе вносить управлению по образованию, спорту и туризму предложения о поощрении (объявления благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.

14.По запросу управления по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома или государственного учреждения «Крупский учебно-методический кабинет» (далее — Крупский PУMK) ресурсный центр представляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.

15.Ресурсный центр ежегодно предоставляет информацию о проделанной работе в управление по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома — Крупский PУMK до 10 июня.

16.Деятельность ресурсного центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.

17.Основанием для прекращения деятельности ресурсного центра является приказ управления по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома.

СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО

1.Структуру ресурсного центра определяет учреждение образования самостоятельно.

2.При ресурсном центре могут действовать районные или школьные учебно-методические объединения педагогических работников, творческие коллективы по различным направлениям работы.

3.Непосредственное     руководство     текущей      деятельностью

ресурсного центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого ресурсный центр функционирует.

4.К работе ресурсного центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В         настоящее  Положение могут         быть внесены      необходимые изменения и дополнения в установленном законодательном порядке.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по

воспитательной  работе

подпись  О.А. Боровцова

«29» августа  2024

 

свернуть

Районный ресурсный центр «Основы безопасности жизнедеятельности»-комплектация

04.09.2024

Что же представляет собой мини-центр?

Это четыре самостоятельных обучающих зоны-комнаты.

Первая – имитация строительной площадки: фотообои, звуковое сопровождение, дорожный знак «Строительные работы» погружают посетителей в реальную ситуацию. Основная идея – находиться на стройке опасно, так как возможны различные чрезвычайные ситуации, одна из них изображена здесь: из газовой трубы выходит газ. Задача – не растеряться и вызвать нужную службу – газовую. Для этого в комнате установлен таксофон, по которому можно позвонить диспетчеру и сообщить о ЧС.

Вторая комната имитирует город – дорожная разметка и светофоры, тротуар, звуковое сопровождение, фотообои изображают чрезвычайные ситуации, с которыми каждый из нас может столкнуться на городской улице. Например, вор в окне жилого дома или ДТП. Есть и люк на тротуаре, который тоже представляет опасность. Эта комната предназначена для обучения правилам дорожного движения, алгоритму действия при определенной ситуации и вызова спецслужб (милиции и скорой помощи). Для этого здесь также имеются таксофоны, набрав верные номера, необходимо дежурному диспетчеру сообщить важную информацию о ЧС. Также в этой комнате находится тренажер «Максим» для отработки сердечно-легочной реанимации. К нему прилагается набор накладок и муляжей травм и ран для обучения оказания первой медицинской помощи. Эти знания могут в любую минуту пригодиться каждому из нас и помогут спасти при необходимости чью-то жизнь.

Следующая зона – игровая. В квест-комнате посетителям центра необходимо правильно выполнить определенные задания, чтобы пройти дальше. Здесь имитируется трехкомнатная квартира, в которой с помощью технологии дополненной реальности (путем наведения планшетов на определенные точки) нужно найти опасные места и исправить ошибки, приводящие к пожару. Например, незакрытая дверца топящейся печи, пища, оставленная без присмотра, белье, развешенное над плитой, перегрузка электросети и другие. Таксофон, установленный в гостинной, необходим для обучения вызову службы спасения при пожаре. Далее – лабиринт. Он предназначен для отработки навыков эвакуации из задымленного помещения. Дым, мигающий стробоскоп, звук сирен, плач ребенка помогает погрузить участников в возможную реальность. Важно не паниковать и следовать в направлении, указанном стрелками.

Успешно выполнив задания игры, следуем в комнату, предназначенную для закрепления знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Здесь установлены тумбы с интерактивной кнопкой и монитор, куда выводятся вопросы викторины.

Здесь же размещена виар установка для игр, соответствующих тематике центра. Также в наличии большой интерактивный телефон, который позволяет проводить информирование и тестирование по изученному материалу.

Обучение в игре всегда приносит свои результаты: развитие, ловкости, быстроты реакции, духа соперничества, а главное помогает приобрести новые и закрепить уже имеющиеся знания. 

свернуть
поделиться в: