Органы самоуправления

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников.

Педсовет как высший орган руководства всем образовательным процессом решает конкретные задачи учреждения образования. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете школы. Он создается во всех школьных учреждениях. В его состав входят все педагогические работники и совместители. Также педагогический совет – центральное звено в организации всей методической работы, "школа педагогического мастерства".

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане школы. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива школы для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Функции педагогического совета: определяет направления образовательной деятельности школы; отбирает и утверждает образовательные программы для использования в школе; обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности школы; рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт; рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям; заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.

Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным. В подготовке педсовета принимают участие различные службы школы и педагогические работники.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

 

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

 

  • установочный, или аналитическо­-планирующий, – проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  • тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • итоговый, или итогово­-организационный, – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Педсоветы различают и по формам организации:

  • традиционный— это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
  • педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • нетрадиционныйпедсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.).

По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся на:

  • педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
  • доклад с содокладами;
  • заседание с приглашением докладчика-специалиста.

Доклад можно построить следующим образом:

  1. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении.
  2. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.
  3. Основная часть – изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.
  4. Заключение в форме:

o    выводов, если они требуются, т. е. если целью является убеждения;

o    рекомендаций, если они требуются, т. е. если защищается некий план действий;

o    резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов:

  • коллективный просмотр занятий и других мероприятий;
  • использование видеоматериалов;
  • показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности школьников.

В практике школы как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:

  • имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • имитация рабочего дня учителя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • работа с инструктивно-директивными документами. Учителям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Учителя знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
  • интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах учителям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.  Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.  Особенности дискуссии: предполагает конструктивное взаимодействие, поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому. Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б. Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей. Нельзя превращать реплику в доклад. Каждый имеет право на свое мнение. Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними что­то не так. Критикуются идеи, а не люди.

Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг – рассадить участников по кругу. Главное – создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии. 

Признаки­-условия для педагогического совета – деловой игры

  • наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
  • имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация школы, органы власти и др.);
  • реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников; с
  • облюдение игровых правил и условий;
  • наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.  Одна из форм деловой игры – "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.  Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

 

Педсовет-конференция может практиковаться в больших школах для активизации итоговых педагогических советов.  Конференция в научном мире – это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.  Педагогический совет-конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до10–15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.  Тематика педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность – обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.  Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Педсовет – круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет-диспут – разновидность педсовета-дискуссии.  Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута

Диспут – свободный обмен мнениями. На диспуте все активны. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение,  с которым не согласен. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются. Острое, меткое слово приветствуется. Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.  Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.  Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например: "Нужны ли детскому саду стандарты?", "Чему сегодня нужно учить дошкольников?", "Новаторские технологии: за и против", "Каковы сегодня цели воспитания?", "Что является общечеловеческими ценностями?", "Какова роль семейного воспитания сегодня?"  Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педсовет – научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких школ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.  Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность.

 

Система коллективных отношений – сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий-этапов:

  • поиск идеи и предварительная постановка задач;
  • сбор-старт; выборы совета дела (деятельности);
  • коллективное планирование деятельности; работа микроколлективов;
  • проверка готовности; проведение КТД;
  • коллективный анализ ("огонек");
  • стадия последствия.

В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего. 

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

 

  • установочный, или аналитическо­-планирующий, – проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  • тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • итоговый, или итогово­-организационный, – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Педсоветы различают и по формам организации:

  • традиционный— это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
  • педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • нетрадиционныйпедсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.).

По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся на:

  • педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
  • доклад с содокладами;
  • заседание с приглашением докладчика-специалиста.

Доклад можно построить следующим образом:

  1. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении.
  2. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.
  3. Основная часть – изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.
  4. Заключение в форме:

o    выводов, если они требуются, т. е. если целью является убеждения;

o    рекомендаций, если они требуются, т. е. если защищается некий план действий;

o    резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов:

  • коллективный просмотр занятий и других мероприятий;
  • использование видеоматериалов;
  • показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности школьников.

В практике школы как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:

  • имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • имитация рабочего дня учителя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • работа с инструктивно-директивными документами. Учителям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Учителя знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
  • интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах учителям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.  Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.  Особенности дискуссии: предполагает конструктивное взаимодействие, поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому. Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б. Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей. Нельзя превращать реплику в доклад. Каждый имеет право на свое мнение. Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними что­то не так. Критикуются идеи, а не люди.

Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг – рассадить участников по кругу. Главное – создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии. 

Признаки­-условия для педагогического совета – деловой игры

  • наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
  • имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация школы, органы власти и др.);
  • реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников; с
  • облюдение игровых правил и условий;
  • наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.  Одна из форм деловой игры – "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.  Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

 

Педсовет-конференция может практиковаться в больших школах для активизации итоговых педагогических советов.  Конференция в научном мире – это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.  Педагогический совет-конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до10–15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.  Тематика педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность – обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.  Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Педсовет – круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет-диспут – разновидность педсовета-дискуссии.  Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута

Диспут – свободный обмен мнениями. На диспуте все активны. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение,  с которым не согласен. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются. Острое, меткое слово приветствуется. Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.  Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.  Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например: "Нужны ли детскому саду стандарты?", "Чему сегодня нужно учить дошкольников?", "Новаторские технологии: за и против", "Каковы сегодня цели воспитания?", "Что является общечеловеческими ценностями?", "Какова роль семейного воспитания сегодня?"  Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педсовет – научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких школ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.  Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность.

 

Система коллективных отношений – сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий-этапов:

  • поиск идеи и предварительная постановка задач;
  • сбор-старт; выборы совета дела (деятельности);
  • коллективное планирование деятельности; работа микроколлективов;
  • проверка готовности; проведение КТД;
  • коллективный анализ ("огонек");
  • стадия последствия.

В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего. 

 

 

 

 

Алгоритм подготовки педсовета

 

  1. Определение целей и задач.
  2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
  5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
  6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  7. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  8. Систематизация и подготовка окончательного материала.
  9. Семинарские занятия по теме педсовета.
  10. Проведение творческих мастерских опытными педагогами.
  11. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  12. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
  13. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  14. Подготовка проекта решения педсовета.
  15. Анализ работы педсовета.
  16. Итоговый приказ о поощрении педагогов.
  17. Оформление копилки с материалами педсовета.
  18. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решен
свернуть

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.08.2022 № 290 «О педагогическом совете и родительском комитете учреждения общего среднего образования»

Что такое родительский комитет?

Родительский комитет является органом самоуправления учреждения общего среднего образования и создается из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся данного учреждения образования.

 

Что относится к компетенции родительского комитета?

укрепление связи между семьей и учреждением образования, содействие в обеспечении оптимальных условий для воспитания и обучения учащихся учреждения образования;

привлечение родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения образования;

проведение разъяснительной работы среди законных представителей несовершеннолетних учащихся об их правах и обязанностях;

распространение лучшего опыта семейного воспитания;

взаимодействие с другими органами самоуправления учреждения образования по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета;

взаимодействие с общественными организациями по вопросу сохранения традиций учреждения образования;

взаимодействие с педагогическим коллективом учреждения образования по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся.

К компетенции родительского комитета не могут быть отнесены вопросы, касающиеся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности учреждения общего среднего образования.

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Единая методическая тема учреждения образования в 2024/2025 учебном году: «Повышение качества образования средствами учебного предмета, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».

Цель методической работы:

совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи:

  1. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по формированию функциональной грамотности и метапредметной компетентности учащихся .
  2. Внедрять новые формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся
  3. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности учащегося.
  4. Обеспечить организацию качественной и результативной работы с одаренными и высокомотивированными учащимися в конкурсном и олимпиадном движениях; исследовательской деятельности.
  5. Обеспечить работу по методическому сопровождению учителей в процессе аттестации на квалификационные категории, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта.

 

Состав методического совета на 2024/2025 учебный год

Заремба Елена Владимировна – заместитель директора по учебной работе, председатель методического совета;

Прись Анжела Александровна – заместитель директора по учебной работе;

Боровцова Ольга Андреевна – заместитель директора по воспитательной работе;

Лапаревич Елена Владимировна – председатель УМО учителей начальных классов;

Свидерская Вера Сергеевна – председатель УМО учителей гуманитарного цикла;

Михайлова Ирина Ивановна – председатель УМО учителей физкультурно-эстетического цикла;

Козодоева Ольга Алексеевна – председатель УМО учителей естественно-математического цикла;

Мишина Елена Леонидовна – председатель МО классных руководителей;

Будько Наталья Васильевна – секретарь методического совета.

свернуть

УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ

поделиться в: