Районный ресурсный центр «Основы безопасности жизнедеятельности»

Основы пожарной безопасности для всех

08.10.2024

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.

Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.

Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.

Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях.

Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям. После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.

Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Исходя из особенностей воспитания и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме:

1)      ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений;

2)      использования публикаций в периодической печати;

3)      проведения творческих игр «Мы пожарные»;

4)      организация тематических конкурсов детских рисунков;

5)      использования тематических плакатов и альбомов;

6)      экскурсии в пожарную часть и мини-музей;

7)      просмотр видеофильмов и обучающих видеоматериалов;

8)      игры-драматизации;

9)      развлечения.

Использование разнообразных  форм работы по пожарной безопасности с учётом возрастных особенностей детей позволяет педагогическому работнику формировать навыки правильного обращения с огнём и огнеопасными предметами. Большое внимание следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения. Всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Главная цель работы дошкольного учреждения образования по вопросам пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

Что делать, если начался пожар?

Небольшой очаг можно просто потушить вручную с помощью покрывала или полотенца из несинтетических материалов: накройте пламя, перекрыв доступ кислорода, и огонь погаснет. Можно потушить небольшое возгорание и с помощью воды, однако вы должны помнить о том, что ни в коем случае нельзя заливать водой приборы, подключенные к электросети, и горящее масло.

  1. Вызывайте спасателей по телефонным номерам 101 или 112, если Вы не справились с пожаром за 2-3 минуты, так как дальнейшая потеря времени приведет к его развитию.

Назовите диспетчеру адрес, место пожара, сообщите о наличии в здании людей, угрозы ближайшим строениям.

  1. Немедленно покиньте квартиру, дом. По возможности плотно закройте дверьв горящее помещение – это не даст огню распространиться.
  2. Эвакуируйте жильцов, соседей. Помогите престарелым и несовершеннолетним.
  3. По возможности обесточьте дом, отключите газ, если Вы живете в частном секторе.
  4. Встречайте подразделения МЧС, сообщите, остались ли в здании люди, что горит, где горит.

Если:

- покинуть жилье не удалось – выходите на балкон, привлекайте внимание прохожих;

- выйти невозможно из-за сильного дыма – проложите дверные щели мокрыми тряпками, лучше по периметру двери, – это не даст задымлению и высокой температуре быстро распространиться по Вашей квартире.

Мокрая тряпка, кстати, весьма действенное подручное средство борьбы с дымом, особенно когда есть время её найти и намочить. Если прикрыть ей лицо (рот и нос), можно достаточно свободно дышать даже в дыму, правда, в не очень плотном. Это может пригодиться, если Ваша квартира все же будет задымлена. С помощью простой мокрой тряпки Вы вполне сможете продержаться до прихода пожарных. В крайнем случае, лягте на пол: там, как правило, есть так называемая нейтральная зона, где дыма практически нет, поскольку он поднимается в основном вверх.

Во время пожара НЕЛЬЗЯ: паниковать; пользоваться лифтом (он может остановиться и превратиться в смертельную ловушку); открывать окна (приток кислорода дает огню разгореться еще больше); возвращаться в дом (что бы ценного Вы ни оставили в жилье, жизнь – дороже); бегать, если загорелась одежда, необходимо накинуть на горящего человека одеяло.

13

Реакция детей во время пожара:

  • Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
  • Ребенок  может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
  • Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

14

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

  • звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
  • в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
  • не тушить огонь в квартире самостоятельно;
  • выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
  • ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
  • если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию.

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

ЕСЛИ ГОРИТ ТЕЛЕВИЗОР

15

  1. Обесточьте телевизор или полностью квартиру (помещение);
  2. Сообщите о возгорании в пожарную службу;
  3. Если после отключения телевизор продолжает гореть, то залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накройте его плотной тканью. Если горение, несмотря на попытки потушить, продолжается, то остается последнее - выбросить телевизор через окно на улицу. Но прежде чем бросить, не забудьте посмотреть вниз;
  4. Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых тушением, в первую очередь детей;
  5. После ликвидации загорания вызовите телемастера. Если имущество застраховано, то не забудьте в трехдневный срок сообщить о несчастье в инспекцию госстраха.
  6. Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Примечание. Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь и окна. 

ПОЖАР НА БАЛКОНЕ (ЛОДЖИИ)

16

  1. Позвоните в пожарную службу.
  2. Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, стиральным порошком, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.). Если огонь набирает силу и Ваши усилия тщетны, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь. Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка! В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.
  3. Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

ПОЖАР В ПОДЪЕЗДЕ

17

  1. Позвоните в пожарную службу.
  2. Если дым не густой, и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).
  3. Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.
  4. Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.
  5. Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, попробуйте выбраться наружу, используя лестничные марши или через пожарные лестницы балкона. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь одолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем.
  6. Если дым идет из квартиры и оттуда слышны крики, то надо, не дожидаясь пожарных, выбить двери. Помните, что гореть может в прихожей, и есть вероятность выхода огня в подъезд, то есть прямо на Вас. И второе - взломав дверь, Вы тем самым усилите приток воздуха и соответственно горение.
  7. Если же, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками. Если дым все же проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате. И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.
  8. При наличии пострадавших вызовите скорую помощь.

ПОЖАР, ДЫМ В ПОДВАЛЕ

18

  1. Позвоните в пожарную службу.
  2. Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для Вас трагично.
  3. Если Вы живете на первом этаже и в Вашей квартире стал появляться дым, то откройте окна (но не дверь в подъезд), а затем покиньте квартиру, оповестив соседей. Дожидайтесь приезда пожарных на улице. На вышележащих этажах рекомендуем тоже открыть окна.
  4. Но если Вы все же зашли в подвал или оказались там на момент пожара, то советуем пробираться либо низко пригнувшись, либо ползком. Старайтесь дышать через ткань, тряпку. Если Вы заблудились, то постарайтесь определить, в какую сторону больше вытягивает дым, значит, вероятней всего там дверной проем.

Примечание: во время пожара в подвале из-за слабого притока воздуха возникает очень высокая температура, так что можно ориентироваться по температуре воздуха и на ощупь по стенам. Тем не менее, если выход не найден, то не отчаивайтесь, лягте в проходе, где сравнительно не очень высокая температура, и постарайтесь чем-нибудь накрыться. Рано или поздно Вас все равно обнаружат.

ПОЖАР В ЛИЧНОМ АВТОМОБИЛЕ

19Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку. Если автомобиль загорелся, то:

- остановите автомобиль и выключите двигатель;

- поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);

- выставите сигналы на дорогу;

- займитесь жертвами;

- вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;

- следите, чтобы не было утечки бензина: сигарета или даже маленький камешек способный вызвать трение, могут стать причиной пожара.

Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать - это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания. Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. После этого направить струю огнетушителя на основание пламени; если огнетушителя нет - использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля. Далее:

- если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь;

- если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;

- если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать - это быстро удалиться от машины. Сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;

- если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика.

ПОЖАР В КВАРТИРЕ

20

Что НИКОГДА НЕ НУЖНО делать при пожаре в доме (квартире):

- бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных (если Вы не справились с огнем за несколько секунд, его распространение приведет к большому пожару);

- пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие);

- опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение здесь без отсутствия особых навыков почти всегда неизбежно);

- прыгать из окна (начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

Необходимо:

  1. Сообщить в пожарную охрану по телефону 101.
  2. Выведите на улицу детей и престарелых.
  3. Попробуйте самостоятельно потушить пожар, используя подручные средства (воду, стиральный порошок, плотную ткань, от внутренних пожарных кранов в зданиях повышенной этажности, и т.п.).
  4. При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке).
  5. Помните, что легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего воспользоваться огнетушителем, стиральным порошком, а при его отсутствии мокрой тряпкой.
  6. Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.
  7. Если в квартире сильно задымлено и ликвидировать очаги горения своими силами не предоставляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
  8. При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных.
  9. По возможности организуйте встречу пожарных подразделений, укажите на очаг пожара.

ПОЖАР В ЛЕСУ И НА ТОРФЯНИКЕ

21

Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникать в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и других причин. Пожары могут вызвать возгорания зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередачи и связи на деревянных столбах, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, а также поражение людей и сельскохозяйственных животных.

Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, при которых выгорают лесная подстилка, подрост и подлесок, травянисто-кустарничковый покров, валежник, корневища деревьев и т.п. В засушливый период при ветре могут возникать верховые пожары, при которых огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород.

Скорость распространения низового пожара от 0,1 до 3 метров в минуту, а верхового - до 100 метров в минуту по направлению ветра. При горении торфа и корней растений могут возникать подземные пожары, распространяющиеся в разные стороны. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой. Над горящими торфяниками возможно образование "столбчатых завихрений" горячей золы и горящей торфяной пыли, которые при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания или ожоги у людей и животных.

я или ожоги у людей и животных.

свернуть

Аналитическая информация по итогам работы районного ресурсного центра «Основы безопасности жизнедеятельности» за 2023/ 2024 учебный год

02.09.2024

Аналитическая информация

по итогам работы районного ресурсного центра «Основы безопасности жизнедеятельности» за 2023/ 2024 учебный год

 

       Ресурсный центр «Основы безопасности жизнедеятельности» создан на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №3г. Крупки». В центре сосредоточены методические, материально-технические и информационные ресурсы для формирования культуры безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма и осознанного отношения к здоровому образу жизни всех субъектов образовательного процесса.

Центр в организации своей деятельности взаимодействует с управлением по образованию Крупского райисполкома, учреждениями общего среднего и дополнительного образования, здравоохранения, общественными организациями Крупского района в пределах своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в пропаганде правил безопасности.

Деятельность центра организована на основании приказа начальника управления образования, спорта и туризма Крупского райисполкома от 29.09.2019г. №705 «О работе ресурсных центров системы образования Крупского района» и приказа директора государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г.Крупки» от 30.08.2019г. № 394 «О работе ресурсного центра учреждения образования». Центр действует на основании положения от 01.09.2022г., утвержденного руководителем учреждения образования. План работы центра на учебный год в наличии и отражен на сайте учреждения образования.

В 2023/2024 учебном году к работе по реализации плана работы Ресурсного центра «Основы безопасности жизнедеятельности» было привлечено 3 специалиста:

Занемонец А.М., учитель начальных классов, высшее образование, 1 категория

Швед Я.С., учитель химии, высшее образование, ученая степень магистра, 1 категория

Щурко О.В., учитель белорусского языка и литературы, высшее образование, высшая категория

Профессиональная подготовка достигается повышением педагогами своего профессионального уровня через самообразование и самосовершенствование.

Обучаемых погружают в среду, которая максимально имитирует чрезвычайную ситуацию, и информация эффективно усваивается за счет повышения эмоционального восприятия моделируемой обстановки. Это осуществляется как во время экскурсионной работы так и учебной. Центр получил широкое применение на уроках обж («Знакомство с дорожными знаками», «Безопасная среда дома. Тебе доверили ключи», «Пожары от игр детей с огнем. Спички – это не игрушка» и т.д.), классных и информационных часах («Что такое безопасность? Дорожная безопасность», «Осторожно огонь»), уроках человек и мир («Опасные ситуации в доме»), минутках безопасности («Почему надо переходить дорогу по пешеходному переходу?», «Огонь – друг, огонь – враг», «Правила поведения во время эвакуации» и др.), и конечно в мероприятиях воспитательной направленности («С огнем шутить нельзя», «Огонь ошибок не прощает»). Он нашел свое место не только в учебное время, но и в период каникул: «Азбука безопасности», «Страна порядка» и многие другие мероприятия в различной форме прошли на базе центра. Также он широко используется в работе оздоровительных лагерей нашей школы и других учреждений образования. Оборудование центра позволяет адаптировать его оснащение практически к любой теме, относящейся к безопасности. Это может быть не только пожарная или дорожная безопасность, но даже и террористическая. Очень активно он используется в пред каникулярный период для напоминания правил дорожного движения и поведения дома, на улице. У ребят имеется возможность на практике отработать вызов экстренной службы, что получается не у всех с первого раза. Они учатся преодолевать волнение в экстремальной ситуации, не поддаваться панике, а действовать. Центр оснащен большим количеством плакатов различной тематической направленности, что также позволяет расширить сферу его использования. Так в зимний период можно изучить действия на водоемах в чрезвычайных ситуациях и научиться их избегать.

Наличие телевизионного оборудования позволяет организовать проведение викторин, интерактивных игр, просмотр короткометражных фильмов и мультфильмов тематической направленности, ориентируясь на возраст участников. Применяется VR-система. Обучение в игре всегда приносит свои результаты: развитие, ловкости, быстроты реакции, духа соперничества, а главное помогает приобрести новые и закрепить уже имеющиеся знания. 

Центр  был укомплектован напольной игрой-бродилкой, направленной на закрепление знаний детей по  многим сторонам жизнедеятельности учащихся, игрой «Найди пару» Также материальное обеспечение центра включает тренажер-манекен отработки приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении лежа и стоя. Он представляет собой манекен, имитирующий торс человека с головой. Манекен имеет естественную анатомию ротовой полости, языка и глотки, что позволяет освоить навыки по освобождению дыхательных путей максимально приближенные к естественному состоянию человека.

Возрастных ограничений для посещения центра нет, т.к. в чрезвычайную ситуацию может попасть любой. Возраст участников учитывается лишь при подготовке к экскурсии. Подбирается соответствующая форма и методы проведения.

Организация работы ресурсного центра, через сайт школы обеспечивает информационно-методическое сопровождение учащихся, педагогов учреждений образования, способствует распространению позитивного опыта по использованию информационных технологий в образовательной деятельности.

Учащиеся 1-11классов совместно с ребятами клуба юных спасателей и пожарных принимали активное участие в республиканских профилактических акциях «Единый день безопасности», «В центре внимания-дети!», «Молодёжь за безопасность», «Не прожигай свою жизнь», «За безопасность вместе», «Безопасный Новый год», «Безопасность в каждый дом», «День безопасности. Внимание всем», «Не оставляйте детей одних», «Каникулы без дыма и огня», «БМООСП – знак качества».  В своей работе ребята клуба широко использовали мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом», установленное на оборудовании центра. Данное приложение помогает сориентироваться и мгновенно найти информацию о действиях в случае чрезвычайной ситуации.

В текущем учебном году на базе Центра прошёл ряд мероприятий разного вида: конкурсы, акции, демонстрация видеороликов и фильмов, внеклассные мероприятия, интеллектуальные викторины, интерактивные игры, практические занятия, беседы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности, дистанционные олимпиады. Учащиеся учреждения принимали активное участие в районных мероприятиях и конкурсах «Школа безопасности-2023», XXV Республиканский смотр-конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей».

Немаловажным аспектом в системе работы по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности является взаимодействие с семьёй. Работа с родителями направлена на оказание помощи законным представителям учащихся в вопросах формирования основ безопасности жизнедеятельности ребёнка, осуществление консультативно просветительской работы по повышению их ответственности в вопросах формирования основ ОБЖ. В рамках работы ресурсного центра использовались такие формы работы, как родительские собрания, анкетирование, консультирование, беседы; участие в тематических праздниках и творческих конкурсах. На общешкольных родительских собраниях активисты БМООСП с целью привлечения внимания к проблеме детской шалости с огнём и гибели детей на пожарах напоминают родителям о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности и о недопущении оставления детей без присмотра.

За время работы центра безопасности проведено 396 экскурсий, 105 из них в 2023/2024 учебном году.

 

Руководитель      подпись                             А.М.Занемонец

 

 

свернуть

Положение о ресурсном   центре «Основы безопасности жизнедеятельности»

30.08.2024

                                                                                                                                                   

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру ресурсного центра по основам безопасности жизнедеятельности.

2.Ресурсный центр является структурным подразделением учреждения образования.

3.В своей работе ресурсный центр руководствуется Кодексом Республики Беларусь Об образовании (в ред. закона РБ от 14.01.2022 №154-3), концепцией ресурсного центра учреждения образования (утверждено постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.09.2012г. № 13.8), иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ресурсных центров.

4.Ресурсный центр осуществляет свою деятельность совместно с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского районного исполнительного комитета (далее — райисполкома), государственным учреждением «Крупский районный учебно-методический кабинет», учреждениями образования Крупского района.

5.Непосредственное руководство ресурсным центром учреждения образования осуществляют лица, назначенные в установленном порядке руководителем учреждения образования.

6.Работа ресурсного центра ведется в соответствии с утверждённым планом работы на год.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ PECУPCHOГO ЦЕНТРА

1.Основной целью ресурсного центра является обобщение и распространение эффективного педагогического опыта по основам безопасности жизнедеятельности обучающихся в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи 2021-2025 годы, обеспечивающего решение приоритетных задач образования.

2.Основными задачами ресурсного центра являются:

повышение потенциала системы образования Крупского района по основам безопасности жизнедеятельности обучающихся за счет концентрации материально-технических,       педагогических, информационных, интеллектуальных и иных ресурсов;

информационная         и       научно-методическая  поддержка образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности;

разработка, апробация и внедрение в воспитательный процесс инновационных технологий и методик педагогической работы по основам безопасности жизнедеятельности;

выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников учреждений образования;

организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области основ безопасности жизнедеятельности

.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

1.Организационно-методическая работа:

предоставление    имеющихся         материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно- методических ресурсов для: подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, по основам безопасности жизнедеятельности;

подготовки участников конкурсов;

участия в реализации районных педагогических проектов;

организации научно-исследовательской деятельности учащихся по основам безопасности жизнедеятельности учащихся;

организации методических консультаций.

2.Информационно-методическая работа:

участие в формировании банка педагогической и методической информации;

изучение перспективного педагогического опыта и достижений по направлению и их распространение;

разработка содержания, организация и методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства;

организация и проведение школьных конференций, семинаров, практикумов и т.д.;

формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы по направлению;

участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по предметам, заявленным в тематике ресурсного центра;

создание медиатеки по тематике ресурсного центра, предназначенной для работы с педагогами и учащимися района;

информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса;

организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде опыта работы по направлению;

взаимодействие с другими ресурсными центрами;

выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Направления работы ресурсного центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально- технических, информационных и иных ресурсов и условий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

1.Ресурсный центр открывается приказом руководителя учреждения образования на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.

2.Открытие ресурсного центра осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива учреждения образования     по направлению      развития    регионального образования; кадрового состава, готового к реализации научно- методических функций ресурсного центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому ресурсным центром.

3.Создание на базе учреждения образования ресурсного центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.

4.Управление ресурсным центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

5.Ресурсный центр возглавляет руководитель, который назначается руководителем учреждения образования по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома.

6.Руководитель ресурсного центра несет ответственность за деятельность центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

7.Ресурсный центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность ресурсного центра осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы ресурсного центра, согласованным с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома.

8.Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций ресурсного центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

9.Учреждение образования в целях организации осуществления им функций ресурсного центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.

10.В учреждении образования, обладающего статусом ресурсного

        центра, должна быть следующая документация:

положение о ресурсном центре;

план работы;

информация о проделанной работе;

приказы об открытии ресурсного центра, об ответственных за работу ресурсного центра, о графике работы ресурсного центра.

11.Деятельность учреждения образования в части выполнения им функций ресурсного центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве ресурсного центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

12.При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций ресурсного центра учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации, их отдельных работников, иных лиц.

13.Руководитель учреждения образования, выполняющего функции ресурсного центра, вправе вносить управлению по образованию, спорту и туризму предложения о поощрении (объявления благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.

14.По запросу управления по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома или государственного учреждения «Крупский учебно-методический кабинет» (далее — Крупский PУMK) ресурсный центр представляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.

15.Ресурсный центр ежегодно предоставляет информацию о проделанной работе в управление по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома — Крупский PУMK до 10 июня.

16.Деятельность ресурсного центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.

17.Основанием для прекращения деятельности ресурсного центра является приказ управления по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома.

СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО

1.Структуру ресурсного центра определяет учреждение образования самостоятельно.

2.При ресурсном центре могут действовать районные или школьные учебно-методические объединения педагогических работников, творческие коллективы по различным направлениям работы.

3.Непосредственное     руководство     текущей      деятельностью

ресурсного центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого ресурсный центр функционирует.

4.К работе ресурсного центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В         настоящее  Положение могут         быть внесены      необходимые изменения и дополнения в установленном законодательном порядке.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по

воспитательной  работе

подпись  О.А. Боровцова

«29» августа  2024

 

свернуть

Районный ресурсный центр «Основы безопасности жизнедеятельности»-комплектация

04.09.2024

Что же представляет собой мини-центр?

Это четыре самостоятельных обучающих зоны-комнаты.

Первая – имитация строительной площадки: фотообои, звуковое сопровождение, дорожный знак «Строительные работы» погружают посетителей в реальную ситуацию. Основная идея – находиться на стройке опасно, так как возможны различные чрезвычайные ситуации, одна из них изображена здесь: из газовой трубы выходит газ. Задача – не растеряться и вызвать нужную службу – газовую. Для этого в комнате установлен таксофон, по которому можно позвонить диспетчеру и сообщить о ЧС.

Вторая комната имитирует город – дорожная разметка и светофоры, тротуар, звуковое сопровождение, фотообои изображают чрезвычайные ситуации, с которыми каждый из нас может столкнуться на городской улице. Например, вор в окне жилого дома или ДТП. Есть и люк на тротуаре, который тоже представляет опасность. Эта комната предназначена для обучения правилам дорожного движения, алгоритму действия при определенной ситуации и вызова спецслужб (милиции и скорой помощи). Для этого здесь также имеются таксофоны, набрав верные номера, необходимо дежурному диспетчеру сообщить важную информацию о ЧС. Также в этой комнате находится тренажер «Максим» для отработки сердечно-легочной реанимации. К нему прилагается набор накладок и муляжей травм и ран для обучения оказания первой медицинской помощи. Эти знания могут в любую минуту пригодиться каждому из нас и помогут спасти при необходимости чью-то жизнь.

Следующая зона – игровая. В квест-комнате посетителям центра необходимо правильно выполнить определенные задания, чтобы пройти дальше. Здесь имитируется трехкомнатная квартира, в которой с помощью технологии дополненной реальности (путем наведения планшетов на определенные точки) нужно найти опасные места и исправить ошибки, приводящие к пожару. Например, незакрытая дверца топящейся печи, пища, оставленная без присмотра, белье, развешенное над плитой, перегрузка электросети и другие. Таксофон, установленный в гостинной, необходим для обучения вызову службы спасения при пожаре. Далее – лабиринт. Он предназначен для отработки навыков эвакуации из задымленного помещения. Дым, мигающий стробоскоп, звук сирен, плач ребенка помогает погрузить участников в возможную реальность. Важно не паниковать и следовать в направлении, указанном стрелками.

Успешно выполнив задания игры, следуем в комнату, предназначенную для закрепления знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Здесь установлены тумбы с интерактивной кнопкой и монитор, куда выводятся вопросы викторины.

Здесь же размещена виар установка для игр, соответствующих тематике центра. Также в наличии большой интерактивный телефон, который позволяет проводить информирование и тестирование по изученному материалу.

Обучение в игре всегда приносит свои результаты: развитие, ловкости, быстроты реакции, духа соперничества, а главное помогает приобрести новые и закрепить уже имеющиеся знания. 

свернуть
5 сентября, четверг

Безопасность жизнедеятельности

подробнее...
поделиться в: