Verification: 3d6f5f3689fa764e

История, о которой не знают...выполнила Синяк Екатерина, учащаяся 8 б класса

05.06.2023

 

                                                                                                                                        Женщине  

  посвящается

 

           Эта история появилась в моей жизни совершенно случайно. Случайно услышанная, она стала частью моей жизни, жизни, в которой не было горя, страха, боли…

           Я – поколение 21 века. Я живу в стране, где 78 лет царит мир. Но каждый год, в мае, мои чувства и мысли возвращаются к истории, которая более 70 лет назад и о которой нет ни слова ни в одном учебнике истории. Мой голос, голос ребенка поколения, как сейчас называют, «поколения next», тонет в голосах тех детей, которые так и не выросли, а остались в памяти вечно молодыми.

          Я часто спрашиваю себя, что такое война, героизм, подвиг? и, отвечая словами Льва Толстого: «война – это труд, страдание, кровь и гибель сотен, тысяч людей, а настоящий героизм и подвиг совершается обыкновенными простыми и очень человечными людьми…», я добавляю: «даже если эти люди не держали в руках винтовки и не спасали с поля боя раненых».

         Моя история – история двух женщин, бабушки и прабабушки моей учительницы русского языка и литературы. Их нет давно в живых, но каждый раз, когда она вспоминает историю любви матери и жены тех, кто ушел на фронт, она плачет. Может быть, это слезы по тем, чей подвиг нигде и никак не отмечен, но его могла совершить любая, а может, потому что пример такой самоотверженной любви в нашей жизни редко встретишь? 

          Эти женщины просто жили и любили, но однажды, разорвав свое сердце напополам, просто отдали Родине то, что было у них самого дорогого- сыновей, мужа, братьев… И только эти 2 фотографии- свидетельство их подвига – мать, со взглядом женщины, которая отправляет в последний путь одного из своих сыновей, и ее дочь, высокая, стройная, красивая, такая, какой запомнил ее любимый человек, уходя на фронт.

445   989

                                                                                                          Почему спустя так много лет,

 мы не можем простить тех,

 кто чувствует вину свою сейчас…

Выдали Антонину замуж, как говорили тогда в деревне, втемную. Не знала она ни кто он, ни как выглядит, только имя отец сказал – Петя. Боялась она и того, что очень молодая и что муж будет худой… Целый день совещались обе стороны и сговорились – к свадьбе дело пошло. Сколько плакала мамина Тонечка, Тонюшка, Антонина, а увидела и поняла: ее судьба это. Сразу полюбила она его всей душой, всем своим сердцем, с открытым сердцем вышла замуж. А Петя и муж хороший, и хозяин отменный оказался. Любил он Тонечку, уважал, за стол не сядет есть, пока она за ложку не возьмется.

Скоро и сын родился у них. Петей назвали. Петр Петрович.

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как мир,

О людях, что ушли, недолюбив,

Не докурив последней папиросы…

Топтали нашу землю…

Убивали детей…

Забирали в рабство…

Страх… Боль… Обида…

Ей тоже было страшно – страшно остаться одной.

Тонечка, милая, добрая Тонечка осталась с мамой и маленьким Петей на руках, одна в пустом доме.

 Все видела: и немца, однажды стоявшего в проеме окна, как коршун смотревшего на детей, – выжила.

 И полицаев, которые, как воры, ходили по домам и забирали все, что оставалось на виду, – выжила…

И старосту, который не выдал ее Петеньку, когда тот пришел раненый домой.

Страшно – но выжила…

Выжила, сберегла, сохранила. Как могла. Как сумела.

          Что может враг? Разрушить и убить.

            И только-то! А я могу любить…

         «Ваш муж умер… скончался от ранений… ехал в госпиталь и ему продали отравленный хлеб… не грусти Тонечка, скоро конец войне, я вернусь… только жди»

Обрывки этого страшного сна наяву с тех пор преследовали Тонечку каждую ночь.

Никто не мог успокоить ее душу, спасти ее сердце, вернуть ее веселый смех, не было радости в жизни.

Вскоре пришли и два уведомления, что оба ее брата пропали без вести. А в 1945 году от ранений умер и третий.

С тех пор две гордые женщины, совсем пожилая мать Екатерина Дмитриевна и молодая мать Антонина Сергеевна остались без сыновей, братьев и мужа. Забрала их война. Не отдала взамен ничего.

Верила Катерина до конца дней своих, что вернутся сыновья, думала, что в плену, может в лагере. 20 лет ждала и умерла, может, там они наконец-то и встретились…

А Антонина детей растила (второй родился в 1944 году), замуж пришлось выйти – после войны трудно было.

Только вот полюбить так она и не смогла. Вечерами, когда все спали, она доставала фотографию с любимыми чертами, вещи, которые, казалось, пахнут Петенькой и хранят тепло его рук, и плакала… тоскуя безмерно.

Шли годы. Война стала памятью. Поколение за поколением сменялось.

Вырос Петенька, старшенький. И ростом, и волосом, и осанкой весь в отца. И ум такой же – сообразительный, быстрый.

Учился в Москве, часто бывал в командировках, по всей стране. Был и в Литве, где в братской могиле отец похоронен. Говорил с ним, о жене рассказывал, о жизни своей. Когда вернулся и рассказал маме, дал ей узелок с песком с могилы, та плакала, но стала спокойней. Ведь теперь ее Петенька знает, что все у нее хорошо, что вырастила она двоих его сыновей, счастье, оставленное в наследство.

Как-то летом сын приехал в очередной отпуск отдохнуть. А через несколько дней пришло письмо, в котором Петю срочно вызывали в Москву. Что случилось? Оказалось, что, будучи в очередной командировке в Германии, Петя познакомился по долгу службы с немкой, между ними завязалась дружба, и вот теперь она в Москве и хотела бы встретиться…

Но воспитание взяло свое, рассказал Петя все матери. Блеснули глаза, задрожали губы, зашаталась мать: «Сынок! Ты же не знаешь, кто она, кто ее дед, отец! Может, это они убили твоего отца, может, братьев моих сгубили! А ты встречаться? Не пущу!» Последнее слово превратилось в крик, захлебнулось в слезах, исчезло в воспоминаниях.

«Они убили твоего отца!» – в беспамятстве повторяла она, и сердце, казалось, вот-вот остановится.

Но все прошло.

Как прошли судьбы 3-х поколений в промежуток почти 80 лет.

И даже мы, кто не сражался, не видел ее, помним.

Война – это слезы. Никогда не думала, что слез может быть так много

  • «Курьян Владимир Сергеевич, родился в 1915 году, погиб на фронте»
  • «Курьян Михаил Сергеевич, родился в 1918 году, погиб в 1945 году»
  • «Курьян Сергей Сергеевич, погиб на фронте»
  • «Голуб Петр Афанасьевич, родился в 1916 году, погиб 13.07.1944 года в д.Камоки около г.Алитус, похоронен г.Алитус, Литва»

Вот те скупые строчки, что остались только на бумаге, в книге «Память», изданной на родине героев в Беларуси, Минской области, Крупского района.    И больше ничего...

А ведь это целое поколение, целая эпоха, и только сухие строчки в книге, обильно политые слезами, кровью, страхом, напоминают о том, кто подарил нам мир.

И до тех пор, пока живы в памяти народа эти слезы, пока чувствуется боль сердца, нет прощенья тем, кто не дал жить другим.

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

         Рассказала мне учительница и про свою поездку в Киев в 1992 году. Одним из посещенных памятных мест войны был Бабий Яр, место, в котором заживо были похоронены тысячи людей.  Людей, высеченных из камня, с протянутыми руками из земли, детей, с широко раскрытыми глазами, не понимающими, что происходит, стариков, задыхающихся в земле…

А внизу стояла группа немецких туристов. Стояла на коленях и неистово молилась. Молилась за умерших и за тех, кто повинен в их смерти.

Но почему-то никто не мог простить. Потому что страх и ужас не забывается, как не забываются имена, навечно вписанные в память.

Но мы можем, теперь уже можем простить тех, кто чувствует вину свою сейчас… даже если вины – то вроде как и нет…

Вспомним всех поименно,

горем вспомним своим…

Это нужно – мертвым!

Это надо – живым!

Я не хочу забывать эту войну и вплетаю свой голос в хор всех детей, тех, кто помнит войну, и тех, кто не дожил до победы.