Педагогический совет

30.12.2022

 

i29 декабря 2022 года состоялся педагогический совет «Повышение профессиональной компетентности педагогов как основное условие повышения качества образования».

Цели педсовета – это обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы и определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагога.

Вначале были рассмотрено понятие «компетенции» в общем как круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией. Подробнее было рассмотрено понятие «профессиональная педагогическая компетентность»: способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.

Педагоги определили основные уровни профессиональной компетентности педагога, раскрыв каждое подробно:

         - обученность;

         - подготовленность;

         - профессиональный опыт;

         - профессионализм.

         Заместитель директора по учебной работе Коновалёнок Татьяна Александровна ознакомила присутствующих с перечнем всех видов педагогических компетентностей: базовой (применение знаний на практике); творческой, интеллектуальной (способность к продуктивной аналитической деятельности); социальной (знание правовой культуры, гражданская грамотность); коммуникативной (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия); поведенческой; социально-личностной (критичность, самокритичность, самооценка); проектной (решение проблем через создание проектов); рефлексивно – продуктивной (анализ результатов, доработка) и др.

         На протяжении всего педагогического совета педагоги определяли 5 стадий профессионального становления (в зависимости от квалификационной категории): профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.

         В практической части были разработаны показатели базовой компетенции педагогов, предварительно распределившись на 4 группы: педагоги без категории, 2 и 1 категории, высшей квалификационной категории.

         По итогу совместной работы в компетенции современного педагога вошли:

  1. Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  2. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.
  3. Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  4. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  5. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  6. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  7. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  8. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  9. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  10. Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  11. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  12. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Были сделаны выводы, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности – недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Например, при разработке урока по конкретной теме видеть всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет.

Таким образом, педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.

В завершении педсовета педагог-психолог Шалак Н.А., используя элементы тренингового занятия, подсказала участникам возможности пополнения ресурсов в жизни для спокойного и полноценного функционирования.

        

 

поделиться в: