Педагогический совет
30.12.2022
29 декабря 2022 года состоялся педагогический совет «Повышение профессиональной компетентности педагогов как основное условие повышения качества образования».
Цели педсовета – это обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы и определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагога.
Вначале были рассмотрено понятие «компетенции» в общем как круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией. Подробнее было рассмотрено понятие «профессиональная педагогическая компетентность»: способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.
Педагоги определили основные уровни профессиональной компетентности педагога, раскрыв каждое подробно:
- обученность;
- подготовленность;
- профессиональный опыт;
- профессионализм.
Заместитель директора по учебной работе Коновалёнок Татьяна Александровна ознакомила присутствующих с перечнем всех видов педагогических компетентностей: базовой (применение знаний на практике); творческой, интеллектуальной (способность к продуктивной аналитической деятельности); социальной (знание правовой культуры, гражданская грамотность); коммуникативной (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия); поведенческой; социально-личностной (критичность, самокритичность, самооценка); проектной (решение проблем через создание проектов); рефлексивно – продуктивной (анализ результатов, доработка) и др.
На протяжении всего педагогического совета педагоги определяли 5 стадий профессионального становления (в зависимости от квалификационной категории): профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.
В практической части были разработаны показатели базовой компетенции педагогов, предварительно распределившись на 4 группы: педагоги без категории, 2 и 1 категории, высшей квалификационной категории.
По итогу совместной работы в компетенции современного педагога вошли:
- Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
- Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.
- Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
- Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
- Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
- Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
- Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
- Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
- Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
- Уметь организовать понятийную работу учащихся.
- Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Были сделаны выводы, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности – недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Например, при разработке урока по конкретной теме видеть всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет.
Таким образом, педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.
В завершении педсовета педагог-психолог Шалак Н.А., используя элементы тренингового занятия, подсказала участникам возможности пополнения ресурсов в жизни для спокойного и полноценного функционирования.