«Профессиональное самоопределение обучающихся
IX-XI классов
на основе функционирования школьной радиостудии»
(2022-2024)
«Профессиональное самоопределение обучающихся
IX-XI классов
на основе функционирования школьной радиостудии»
(2022-2024)
Отчет о реализации педагогического проекта (14.05.2024)
Промежуточный отчет о реализации педагогического проекта (14.05.2023)
Гид по учреждениям, где участники проекта были на экскурсии и брали интервью.
Педагоги – 11 участников (классные руководители IX-XI классов (7 педагогов), руководитель школьного методического объединения классных руководителей, педагог-психолог (является ответственным за профориентационную работу в учреждении образования), педагог-организатор, заместитель директора по воспитательной работе).
Учащиеся IX-XI классов – 140 участников.
№ |
ФИО |
Должность |
Функция в проекте |
1. |
Бомберова Елена Эрнстовна |
директор |
управление педагогическим проектом |
2. | Заремба Елена Владимировна | заместитель директора по учебной работе | управление педагогическим проектом |
3. |
Белицкая Ольга Михайловна |
педагог-организатор |
участие в реализации педагогического проекта |
4. |
Мишина Елена Леонидовна |
Председатель УМО классных руководителей |
участие в реализации педагогического проекта |
5. |
Лапоревич Жанеа Николаевна |
классный руководитель IX «А» класса |
участие в реализации педагогического проекта |
6. |
Домаренок Ольга Леонидовна |
классный руководитель IX «Б» класса |
участие в реализации педагогического проекта |
8. |
Борисова Татьяна Николаевна |
классный руководитель IX «В» класса |
участие в реализации педагогического проекта |
9. |
Шарпило Алла Петровна |
классный руководитель X «А» класса |
участие в реализации педагогического проекта |
10. |
Кузборская Валентина Евгеньевна |
классный руководитель X «Б» класса |
участие в реализации педагогического проекта |
11. |
Свидерская Вера Сергеевна |
классный руководитель XI «А» класса |
участие в реализации педагогического проекта |
12. |
Галина Галина Францевна |
классный руководитель XI «Б» класса |
участие в реализации педагогического проекта |
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, на которое оказывает влияние множество факторов. Несмотря на проводимую в учреждении образования профориентационную работу, далеко не все учащиеся IX-XI классов могут самостоятельно размышлять над вопросом профессионального выбора. Во время общения с педагогом-психологом, классными руководителями, при проведении круглых столов по профориентации, встреч с представителями разных профессий учащиеся отмечают, что испытывают недостаток альтернативной информации о профессиях, достоверной информации о рынке труда, информации о содержании и предмете труда в различных профессиональных областях, теряются в разнообразии и противоположности мнений об отдельных профессиях. Одно из самых серьезных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток мобильной и целостной информации об учебных заведениях, где можно получить необходимое образование в соответствии со своим уровнем учебных достижений.
В настоящее время для решения растущих проблем профориентации расширяются возможности: на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые являются реальным ресурсом для обновления форм и принципов профориентационной работы. Современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками связан с использованием средств обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, а также с активной информатизацией образовательного процесса как информационной основой профессионального самоопределения. Имеющаяся в учреждении образования сеть школьного радио поможет обеспечить знакомство с интересующей информацией по профориентации, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению.
формирование представлений о профессии как важнейшем виде социальной деятельности современного человека посредством организации творческой проектной медиадеятельности на основе функционирования школьной радиостудии.
организовать системную деятельность школьной радиостудии по профориентации учащихся;
восполнить недостаток информации, структурировать и актуализировать авторитетные информационные источники о требованиях, которые профессия предъявляет к современному человеку, различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование;
способствовать повышению мотивации учащихся к самостоятельному профессиональному самоопределению;
создать условия для выявления учащимися личностных и профессиональных интересов и склонностей;
обеспечить научно-методическое сопровождение, содействующее повышению профессионального уровня педагогов посредством осмысления теоретических и практических основ проекта;
организовать психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся и педагогов;
организовать процесс формирования и трансляции педагогами профессионального опыта.
Основная идея проекта состоит в предоставлении старшеклассникам максимально разнообразной и широкой информации о мире профессий посредством подготовки и трансляции тематических выпусков школьного радио, что будет способствовать их профессиональному самоопределению по окончании учреждения образования.
В выпусках найдут отражение:
рекомендации по приоритетным профессиям, описания данных профессий, интервью о буднях профессионалов, особенностях профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условий труда в той или иной профессиональной области, информация о специфике взаимодействия в трудовых коллективах;
информация об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения, рейтингах учебных заведений и востребованности их выпускников;
обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда.
Кроме этого, технические возможности оборудования позволят проводить прямые эфиры с работниками предприятий и организаций.
Структура модели представляет собой систему взаимодействия субъектов образовательного процесса учреждения образования (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей)). К реализации модели планируется привлечь социальных партнеров с целью обеспечения дополнительных ресурсов для реализации творческих проектов в медиасфере, а также организовать сотрудничество (в том числе дистанционное) с другими учреждениями образования, учебными заведениями, организациями, предприятиями с целью создания качественных информационных продуктов.
Творческая проектная медиадеятельность учащихся в самом общем виде определяется как последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, презентационного, рефлексивного. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании творческой деятельности учащихся, так и в соответствующих способах работы педагогов.
Этапы |
Педагог/ руководитель проекта |
Учащиеся |
Диагностический |
выявление уровня сформированности компетенций учащихся |
самоопределение в медиадеятельности |
Проектировочный |
формирование проектной группы; составление плана реализации проекта (совместно с учащимися); оказание помощи учащимся в определении своей роли в реализации проекта; оказание консультативной (технической, информационной) помощи в ходе реализации проекта |
самоопределение в проектной группе; составление плана реализации проекта (в проектной группе) |
Реализационный |
создание условий для реализации проектной творческой медиадеятельности учащихся; формирование школьной медиасреды; вовлечение учащихся в творческую проектную медиадеятельность; расширение социального партнерства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного, с использованием возможности сети Интернет; консультирование; организация и проведение информационных, классных часов, организация и проведение учебных занятий, внеурочных мероприятий |
реализация проектной творческой медиадеятельности учащихся посредством организации и функционирования школьной радиостудии, посещения занятий, направленных на формирование информационной культуры и медиаграмотности; индивидуальных консультаций с педагогами; участие в интеллектуально-творческих состязаниях; установление и поддержка партнерства и сотрудничества (как очного, так и дистанционного с использованием возможностей сети Интернет) |
Презентационный |
создание условий для презентации деятельности школьной радиостудии; консультирование и подготовка к участию в творческих конкурсах и мероприятиях |
презентация школьной радиостудии в творческих конкурсах и мероприятиях различного уровня |
Рефлексивный |
фиксация достижений учащегося в формировании компетенций; осуществление мониторинга формирования компетенций учащегося в процессе проектной творческой медиадеятельности; осуществление обратной связи; содействие в формировании адекватной самооценки и рефлексивного контроля; обеспечение координации всех многообразных структур, с целью оказания помощи учащемуся в осознанном профессиональном выборе |
анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы; коррекция пробелов в работе; анализ, систематизация и оформление портфолио достижений; осознанный выбор профессии, подготовка к поступлению |
Базой проектной деятельности являются учебные занятия по учебным предметам «Русский язык», «Белорусский язык», «География», «Обществоведение», внеурочная деятельность по перечисленным учебным предметам, воспитательная работа.
ПРОГРАММА
реализации педагогического проекта
«Профессиональное самоопределение обучающихся IX-XI классов
на основе функционирования школьной радиостудии»
(2022-2024)
Первый этап: подготовительный (август – октябрь 2022)
Содержание работы |
Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль (формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты |
|
с педагогами |
с учащимися |
|||
Обсуждение педагогическим коллективом идеи необходимых и целенаправленных нововведений в деятельность учреждения образования. Осмысление теории и практики предстоящей проектной деятельности. Проведение методического практикума «Осуществление проектной деятельности в учреждении образования». Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов. Консультационная помощь педагогическому коллективу по теме проекта. Организация постоянно действующего семинара. Организация тренингов «Преодоление затруднений в профессиональной деятельности педагога». |
Определение степени сформированности компетенций учащихся. Информирование учащихся о перспективах участия в проекте. Информационно-просветительская работа с учащимися по реализации творческой проектной медиадеятельности (работе школьной радиостудии). |
Определение направлений проектной деятельности на основе проблемного анализа. Формирование команды проекта из числа педагогов и учащихся. Формирование нормативной базы, регламентирующей проектную деятельность в учреждении образования, научно методической базы по теме проекта. Разработка системы стимулирования и материального поощрения педагогов, участников проектной деятельности. Популяризация идеи проекта в рамках информационного поля учреждения образования. Обеспечение взаимодействия субъектов проектной деятельности. Организация взаимодействия с редакциями печатных изданий, с другими учреждениями образования, учебными заведениями, организациями, предприятиями с целью создания в дальнейшем качественных продуктов |
Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса и его результатов, выявление актуальных для учреждения образования проблем (заседание педагогического совета) – август 2022. |
Создание оптимальных условий для реализации проекта. Определение стратегии и тактики проектной деятельности. Осознание всеми участниками своей роли и ответственности за ход и результат проектной деятельности. Осознание всеми участниками проекта основных компонентов деятельности. Наличие систематизированных диагностических данных для организации дифференцированной работы с участниками проекта. |
Второй этап: внедренческий (ноябрь 2022 – декабрь 2023)
Содержание работы |
Информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль (формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты |
|
с педагогами |
с учащимися |
|||
Проведение индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта. Систематическое самообразование по теме проектной деятельности. Участие в методических мероприятиях по обмену опытом. Проведение постоянно действующего семинара. Организация консультирования по вопросу реализации индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта. |
Подготовка и трансляция выпусков школьного радио, проведение прямых эфиров. Профориентаци-онные поездки и экскурсии на предприятия, в организации. Творческая проектная медиадеятельность, направленная на формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся. Проведение тематических недель «В мире медиа» (творческая защита проектов, конференция для учащихся). |
Представление материалов проектной деятельности в печати, в методических конкурсах, семинарах, конференциях. Создание условий для реализации педагогических инициатив. Поддержка взаимодействия субъектов проектной деятельности. Обсуждение хода реализации проекта на родительских собраниях. |
Промежуточный анализ результатов проектной деятельности (рассмотрение результатов проектной деятельности на совещании при директоре) – декабрь 2022, май 2023, декабрь 2023. |
Обеспечение выполнения программы проекта. Постоянная деятельность школьной радиостудии. Повышение уровня сформированности у учащихся медиаграмотности, информационной культуры, интеллектуальных и творческих способностей. Создание информационного банка данных по теме проекта. |
Третий этап: рефлексивный (оценочный) (январь 2024 – август 2024)
Содержание работы |
Информационное, методическое обеспечение работы |
Самоконтроль (формы, сроки) |
Прогнозируемые результаты |
|
с педагогами |
с учащимися |
|||
Анализ и систематизация результатов проектной деятельности. Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен опытом и сотрудничество. Презентация индивидуального опыта педагогической деятельности. Участие в мероприятиях по презентации эффективного педагогического опыта. |
Итоговая диагностика уровня сформированности метапредметных компетенций, медиаграмотности, информационной культуры учащихся в соответствии с критериями проекта. Рефлексия проделанной работы. Выявление направлений и путей дальнейшего развития в области медиадеятельности. Участие в презентационных мероприятиях по итогам реализации проекта. |
Анализ полученных результатов проектной деятельности в соответствии с критериями проекта. Обобщение проектного опыта учреждения образования. Проведение заседания педагогического совета по итогам и распространению педагогического опыта. Пополнение банка данных эффективного педагогического опыта. Организация мероприятий по представлению опыта. Популяризация, рекламные акции, отражающие профессиональные достижения, эффективный педагогический опыт участников проектной деятельности. |
Итоговый анализ результатов проектной деятельности (рассмотрение результатов проектной деятельности на педагогическом совете) – март 2024. |
Оценка положительного и отрицательного опыта работы. Выявление уровня сформированности метапредметных компетенций, медиаграмотности, информационной культуры, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся (участников проектной деятельности). Оформление педагогического опыта участников проектной деятельности. Создание методических материалов по теме проекта. Трансляция материалов из опыта работы. |